Загрузка...

Минимизация рисков мошенничества на рынке недвижимости

Разработка практических рекомендаций по минимизации рисков мошенничества на рынке недвижимости.

Некоммерческий проект Проект реализован

0 ₽

СОБРАНО

0 раз

Поддержали

0 ₽

Нужно собрать

Поддержать проект

Поделиться:

Недвижимость во все времена была популярной сферой у мошенников, что неудивительно, так как аферы в этой сфере позволяют получить быструю и довольно внушительную незаконную прибыль. Поэтому не будет преувеличением говорить о том, что махинации с недвижимостью – золотая жила для мошенников. Согласно данным Московского отделения «Деловой России», на вторичном рынке недвижимости примерно половина сделок может совершаться мошенниками (чёрными риелторами). Годовые объёмы незаконного оборота в данной сфере превышают 300 млрд рублей.

Статистика неумолимо показывает рост числа преступлений на рынке недвижимости. Так, за 2020 г. было зарегистрировано более 7,2 тыс. обращений граждан, пострадавших от мошенников при совершении операций на рынке недвижимости, что на 16% выше уровня 2015 г. (6 208 фактов). При этом приговор в 2020 г. был вынесен только по 964 случаям. И тенденция сокращения числа приговоров только усиливается. В процентном соотношении за пять лет рост числа случаев мошенничества в сфере недвижимости составляет 18%, а преступлений в крупном и особо крупном размере – 28%. За период с января по конец июня 2020 г. было зафиксировано 4 129 преступлений с недвижимостью в крупном размере (56% от показателя за предыдущий год). Аналогичная ситуация и с мошенничеством на рынке недвижимости в особо крупном размере (62%).

Следует отметить, что одним из факторов роста преступлений на рынке недвижимого имущества выступает отсутствие действенного контроля и надлежащего правового регулирования.

Цель исследования заключается в формулировании эффективных практических рекомендаций по снижению рисков мошенничества в сфере недвижимости.

Для того, чтобы разработать практические рекомендации в этой сфере необходимо проведение исследования с целью выявления наиболее оптимальных превентивных механизмов. Для реализации целей работы необходимо:

  1. Провести исследование основных факторов, влияющих на рост случаев мошенничества на рынке недвижимости;
  2. Разработать практические рекомендации по устранению данных факторов;

Проект некоммерческий, реализован без финансовой поддержки.

В процессе работы были проанализированы существующие в иностранной правоприменительной практике средства охраны отношений, связанных с приобретением права собственности на недвижимо имущество. Проведённый анализ позволил выделить наилучший опыт правового регулирования. В качестве широко распространённых и эффективных превентивных мер охраны прав собственников недвижимого имущества выступают:

  1. Правовое регулирование риэлтерской деятельности. Анализ иностранной практики (США, Англии, Германии и др.) показал, что риелторская деятельность регулируется законодательно практически во всех развитых государствах. При надлежащем правовом регулировании риелторской деятельности обеспечивается снижение риска мошенничества на рынке недвижимости. Кроме того, законодательное регулирование закрывает выходы на рынок недвижимости для чёрных риелторов.
  2. Титульное страхование. Под титульным страхованием подразумевается страхование имущества на случай его утраты вследствие прекращения права собственности. Страхование оберегает не от будущих ситуаций, а от проблем, которые уже возникли, но на момент совершения сделки не проявили себя (например, скрытые наследники или собственники). За границей титульное страхование распространено достаточно широко (практически все сделки с недвижимым имуществом в Европе и США предполагают титульное страхование), что объясняется чётким и однозначным определением понятия «титул». Российское законодательство такого понятия не содержит. Страхованию подлежит не столько титул, сколько риск утраты недвижимости. В США страхование объекта происходит раз и на всю жизнь собственника. Если страховой случай возникает, то страховщик выплачивает клиенту сумму, достаточную для покупки аналогичного недвижимого имущества. В России размер страховой суммы является фиксированным, а сам страховой договор срочным.
  3. Нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью. Нотариальная форма сделок с недвижимостью в государствах с латинской системой нотариата обязательна. Это такие государства: Франция, Финляндия, Германия, Эстония, Польша, Греция, Нидерланды, Люксембург, Мексика, Испания, Италия, Бельгия. В некоторых странах нотариальная форма сделок с недвижимостью не является обязательной, но в большинстве случаев субъекты обращаются к нотариусу за оформлением сделок. Речь в данном случае идёт об альтернативной нотариальной форме сделки. Она распространена в таких странах: Канада, Австрия, Венгрия, Португалия, Чехия, провинция Квебек.
  4. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество. Регистрирующий орган перед процедурой регистрации тщательно проверяет поданные документы, использует государственные реестры для определения достоверности данных, представленных заявителем, а также делает запросы в органы государственной власти и нотариусам.

Проанализировав действующее российское законодательство, мировой опыт и судебную практику, можно сформулировать стратегию по оказанию противодействия мошенничеству с недвижимостью. В настоящее время наиболее результативной является стратегия по совершенствованию действующего законодательства РФ в сфере оборота недвижимости, включающая такие ключевые шаги:

  1. Укрепление института защиты гражданских прав.
  2. Установление за нотариусами обязанности использовать при совершении некоторых нотариальных действий средства видеофиксации.
  3. Законодательное закрепление обязательной нотариальной формы для некоторых видов сделок в области оборота недвижимости с постепенным её распространением на все сделки.

Результатом исследования стала разработка законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и выработка практических рекомендаций по усовершенствованию отечественной практики в сфере нормативно-правого регулирования рынка недвижимого имущества.

Проект закона

Наверх